«Метеостанция в детском саду — играя, наблюдаем»

Проект принадлежит: 23
Усинск
1 700 ₽ cобрано из 20 000 ₽
3 спонсора
286дней до завершения
Проект размещён Июнь 15, 2018
Ольга Волотовская Спонсор 0 , автор 1 проекта На страницу автора
Описание

Проект «Метеостанция в детском саду — играя, наблюдаем»

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

 

Актуальность проекта

 

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

 

Пояснительная записка

 

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

 

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств;
  • формированию экологически грамотного поведения.

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. 

Проблема

У дошкольников слабо сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

 

Цель проекта — создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

 

Задачи:

  • познакомить с профессией метеоролога;

  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

  • формировать представления о четырех частях света;

  • познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;

  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

     

    Вид проекта: информационно – исследовательский.

    Возраст детей, на которых рассчитан проект: старший дошкольный возраст.

    Продолжительность проекта:

    Сентябрь 2018 г.- октябрь 2019 г.

     

    Этапы проекта:

  • Подготовительный:

  • обозначение цели проекта;

  • постановка задачи данного проекта;

  • определение сроков проведения проекта;

  • составление плана работы над проектом.

    Основной:

  • изготовление и приобретение приборов – помощников;

  • работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений.

    Заключительный:

  • подготовка отчета с презентацией.

    Предполагаемые результаты:

  • развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;

  • иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

  • знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

    Формы работы по проекту:

  • Беседы

  • Наблюдения в природе

  • Книга народных примет

  • Опыты-эксперименты

  • Чтение художественной литературы

  • Дидактические игры

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Слушанье музыки

  • Работа с родителями

     

    Содержание проекта:

    Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно – образное мышление. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Так в июне 2018 года воспитанников старшего дошкольного возраста мы приняли в эколят – дошколят. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще — не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения — все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды необходимо оборудовать на участке детского сада метеостанцию, установить метеодомик. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

    Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

  • наблюдать за небом и облачностью,

  • с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

  • с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

  • измерять количество осадков с помощью дождемера,

  • определять температуру воздуха с помощью термометра,

  • с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,

  • сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

     

    Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи  мероприятия

Форма  проведения

Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

Презентация.

Что такое  погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

.

Беседа-путешествие

Что такое компас?

Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в парк

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

 

Измерение осадков

Познакомить  со способами измерения осадков

Занятие на

метеоплощадке

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в экологической лаборатории

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить  со способами определения скорости ветра

Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на метеоплощадке

 Какая бывает почва

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы

Занятие на метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов.

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

 



 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Мероприятия:

1.         Создание родителями картотеки « Народные приметы о погоде»

Цели: выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

 

2.         Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Цели: формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека


Оценка результатов

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повысится уровень развития познавательной сферы, улучшатся практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный опыт.  Это способствует воспитанию гражданской позиции детей, развитию их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.


Новости проекта
Комментарии к проекту
Спонсоры проекта

от 500 до 5000 - благодарственное письмо от МАДОУ "Детский сад №23" г. Усинска свыше 5000 - статья в газете

500 ₽