«Метеостанция в детском саду — играя, наблюдаем»
Проект «Метеостанция в детском саду — играя, наблюдаем»
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Актуальность проекта
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения.
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Проблема
У дошкольников слабо сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта — создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
-
познакомить с профессией метеоролога;
-
формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
-
познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
-
обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
-
формировать представления о четырех частях света;
-
познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;
-
привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: старший дошкольный возраст.
Продолжительность проекта:
Сентябрь 2018 г.- октябрь 2019 г.
Этапы проекта:
-
Подготовительный:
-
обозначение цели проекта;
-
постановка задачи данного проекта;
-
определение сроков проведения проекта;
-
составление плана работы над проектом.
Основной:
-
изготовление и приобретение приборов – помощников;
-
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений.
Заключительный:
-
подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
-
развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;
-
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
-
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Формы работы по проекту:
-
Беседы
-
Наблюдения в природе
-
Книга народных примет
-
Опыты-эксперименты
-
Чтение художественной литературы
-
Дидактические игры
-
Сюжетно-ролевые игры
-
Слушанье музыки
-
Работа с родителями
Содержание проекта:
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно – образное мышление. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Так в июне 2018 года воспитанников старшего дошкольного возраста мы приняли в эколят – дошколят. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще — не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения — все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды необходимо оборудовать на участке детского сада метеостанцию, установить метеодомик. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
-
наблюдать за небом и облачностью,
-
с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
-
с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
-
измерять количество осадков с помощью дождемера,
-
определять температуру воздуха с помощью термометра,
-
с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,
-
сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия |
Задачи мероприятия |
Форма проведения |
Что такое метеоплощадка? |
Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. |
Презентация. |
Что такое погода? |
Знакомить с погодными явлениями |
Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» |
Народные приметы |
Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду |
Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря» |
Загадки планеты Земля |
Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца . |
Беседа-путешествие |
Что такое компас? |
Формировать представление о частях света, познакомить с компасом |
Экскурсия в парк |
Откуда дует ветер? |
Обучать детей работе с компасом |
Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада |
Измерение осадков |
Познакомить со способами измерения осадков |
Занятие на метеоплощадке |
Какие бывают термометры? |
Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром |
Занятие в экологической лаборатории |
Чем измерить скорость ветра? |
Познакомить со способами определения скорости ветра |
Занятие на метеоплощадке |
Для чего нужен барометр? |
Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним |
Занятие на метеоплощадке |
Какая бывает почва |
Познакомить с проницаемостью разных видов почвы |
Занятие на метеоплощадке |
Мы – юные метеорологи |
Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке |
Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений |
Работа на метеоплощадке |
Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. |
Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений |
Работа с родителями
Мероприятия:
1. Создание родителями картотеки « Народные приметы о погоде»
Цели: выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Цели: формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека
Оценка результатов
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повысится уровень развития познавательной сферы, улучшатся практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный опыт. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей, развитию их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
от 500 до 5000 - благодарственное письмо от МАДОУ "Детский сад №23" г. Усинска свыше 5000 - статья в газете